В апреле на экраны вышла картина Александра Мельника "Территория". Ещё по рекламе фильма было видно, что замах грандиозен. Но увиденное превзошло все мои ожидания. Это триумф, символ Русской Победы!
Я увидел сияющее советское кино, возрождённое на новом техническом уровне. Настоящее полотно о русском Севере, о его героях, об особом пути нашей страны. И об уникальном народе, который скован и закален в этих суровых краях.
"Повесть о настоящем человеке" почти через век.
Сюжет фильма опирается на историю о поиске золота на некоей Территории зауральского севера Советского Союза. Работа геологов, упорство, вера и сомнение, выбор людей, потеря друзей, цена успеха.
Но довольно скоро мы понимаем, что золото здесь не главное. И центральные драмы развернутся по ряду сюжетных линий, которые будут очень мало связаны с великой целью. В мелочах, в диалогах, во взглядах и выборе раскрываются характеры племени героев и первопроходцев, особой касты.
Фильм неспешный, длинный, оставляет время подумать, полюбоваться природой, представить себя на месте героев. Прочувствовать, представить себе, что такое эти сто пятьдесят, двести, триста километров до Посёлка. Которые надо пройти пешком!
Эта неспешность характерна для советского кино, где главное – не мельтешение вещей в кадре, а размышление, идея, образы. "Территория" дает их достаточно. Это время идёт не напрасно.
Меня фильм тронул тем паче, что я сам ходил по таким горам и видел эти пейзажи. Жил в палатках на льду и понимаю цену всему, чего добиваются люди.
Это кино, как серия портретов на тему: "Какие люди покорили для нас Север?"
И вот какие. Простые советские романтики, иногда фанатики, иногда поэты. Но все привычные к труду и понимающие свою работу. Не случайные. Не простые и не идеальные. Совсем не "супермены" и не любят, когда их так называют.
Это особая порода, ветер странствий, "Большая медведица". Не все должны быть такими, но уважать их труд и подвиг надо. Особенно же хочется отметить высокую сознательность и чистоту, без высокопарности, но четкую, твердую правильность. Которая обнаруживается почти в каждом. Север не примет других. Здесь как на войне.
В кино, строго говоря, личных конфликтов-то и нет. Это драма глобального характера, человек и мир, человек и природа, человек и смерть. Есть и минуты радости, любви, шуток в этом полотне. Но в целом, это огромный Север и на его фоне маленький человек, который, вопреки всему, "могёт".
Гимн Гиперборее
Природа и съемки заслуживают отдельной похвалы. Подобного гимна Гиперборее, нашей запредельной Родине, я в кино ещё не встречал и едва ли скоро встречу.
Туманы, висящие молоком. Сияющие синевой льды. Ледовый белый океан, который бесконечно лакает берег. Тундровые реки, водопады, горы и скалы. Это прекрасно, это само по себе бросает тебе вызов, задает вопрос, чего ты стоишь, побывал ли там?
Прекрасная иллюстрация к книге Андрея Петровича Паршева "Почему Россия не Америка". Вот в этой ледяной пурге и каменной крошке добывается достояние народа, золото, нефть, газ. Всё, что имеем, достается нам труднее, надрывнее, чем любому другому народу. Такой уж климат и условия.
Это не арабская нефть в жаркой равнине, не американские три урожая в год. Это Россия, сынок.
И Арктика наша по праву первородства, ни одна другая нация не сделала столько для исследования и освоения этих холодных и безжалостных мест. Да, потом придут вездеходы, железные дороги и самолеты. Протянут провода и построят дома. Включат мощные ТЭЦ. Но это будет потом. Первые шаги всегда делают герои, личный подвиг лежит в основе нашего благополучия.
"Это золото государства!"
Такие слова, произнесённые с жаром персонажами фильма, звучат уже непривычно. Но, чёрт возьми, давно пора было их сказать. Ведь это правда.
Мы отвыкли от патриотического духа в кино. От истины, от чистой доблести. А тут она возвращается. Блестящий монолог Бероева на свадьбе. В мире есть зло. Но мы стоим против него. "А в мирное время, добро – это честная работа".
Герои предрекают нашествие "приобретателей" с их машинами и квартирами на первом месте. И мы-то, к сожалению, знаем – чем кончится это "забалдевание" через тридцать лет.
Мы все знаем, что добро, честь и ответственность – они, конечно, есть. Но вот когда их так прямо и упорно провозглашают. Отстаивают. Требуют. Кажется уже и непривычным. Вот Территория и возвращает нас на Родину.
И когда в финале, с радио на вездеходе раздается весть о первом космонавте Юрии Гагарине. Когда уставшие геологи ликуют и смотрят ввысь, в полярное небо, как бы видя за ним просторы Космоса. Тогда нельзя не подумать, что именно такие же парни оставят "на пыльных тропинках далеких планет" свои следы.
Тогда нельзя не задать себе тот самый вопрос. Где я был? С кем я? Куда мы идем?
Но ответ есть, и ещё не поздно.
Сам факт, что такой фильм был снят, что люди смогли так увидеть и воплотить эти образы. И нашли даже деньги. Вот что вселяет в меня окончательную веру в наше, русское будущее!
Степан Зотов