Алексей Журавлев считает, что проблем в Кабардино-Балкарии очень много, но «Родине» необходимо сосредоточиться, на возрождении предприятий оборонно-промышленного комплекса, который сейчас «наиболее важен для страны»: «При введении определенных санкций со стороны Евросоюза, Америки мы должны понимать, что те сферы, которые у нас были незаслуженно забыты, необходимо возобновлять. В сферу нашего внимания попал Тырныаузский горно-обогатительный комбинат. Мы прекрасно понимаем, что вольфрам, который может там добываться, мы сегодня за значительные деньги покупаем за рубежом. Это недопустимо. Мы должны возобновлять собственное производство».
Он сообщил, что более трех часов разговаривал со специалистами ТГОКа, знающими его «до винтика» (группа, которую возглавляет бывший руководитель предприятия Борис Блаев - ред.):«Подготовлен пакет документов, составляющий объемистый том. По моему депутатскому запросу он будет направлен в военно-промышленную комиссию правительства РФ, членом которой я являюсь, где его вынесут на рассмотрение. В ближайшее время мы проведем крупное совещание по ТГОКу. Там не все так просто, начиная от собственника: все это пытаются растащить в какие-то разные сферы. На сегодняшний день речь не идет о зарубежном инвестировании. Если нам удастся это дело возобновить, то речь будет идти исключительно о работе комбината на цели и задачи военно-промышленного комплекса. Те объемы, которые ТГОК сможет производить по цветным металлам, будут востребованы ВПК. У нас в Приморье есть предприятие, покрывающее часть потребностей. Все остальное покупается за рубежом, что влечет высокую стоимость цветных металлов.
Мы, конечно, будем смотреть на рентабельность этого дела. Но на первый взгляд, то, что мы узнали из общения со специалистами, - это достаточно рентабельное производство. Никакой зарубежный инвестор не способен это сделать: он не будет развивать социальную сферу и всю инфраструктуру вокруг комбината.
Для того, чтобы ТГОК заработал, по предварительным данным, необходимо около 5-6 млрд рублей. Если эти средства будут поступать в плановом порядке, предприятие может заработать в течение 2 лет. От чего это зависит? От решения правительства России. А со стороны Кабардино-Балкарии? Если ТГОК будет работать на ВПК, как мы это видим, то перед руководством республики будут стоять вопросы: кто собственник определенных территорий, как это состыковать с социальными проблемами. Это непростая задача. Но если будет решение правительства России, то вариантов никаких - комбинат заработает. Наша главная задача именно в этом. Все остальное - решаемые вопросы».
Алексей Журавлев отметил, что завод полупроводниковых приборов «благодаря самоотверженному труду» тех, кто там | работает, сохранился, а не был передан «под какие-то торговые центры»: «Я понимаю, что это предприятие работало на очень высоком уровне, до которого не могли дотянуться многие зарубежные страны. Мы и сейчас это сможем. У нас остаются прекрасные кадры, высокие умы. Но мы попадаем в зависимость от западных и восточных стран. У нас есть и китайские приборы, и корейские. Каких только нет. Но собственных - минимальное количество. Это надо менять. Импортозамеще- ние для нас - приоритетная сфера. Если наше предприятие способно выпускать качественную полупроводниковую продукцию, которая ни в чем не уступает зарубежным аналогам - а это так и есть, я только что убедился в этом на НЗПП, - то, на мой взгляд, просто преступление покупать такие комплектующие, а не производить их здесь. Я не говорю о «побочных эффектах»: рабочие места, социальная сфера, что люди остаются жить в республике, а не ищут других теплых мест.
Если нам удастся увеличить гособоронзаказ на НЗПП, все остальное... Конечно, там сложности: старое оборудование, инфраструктура устаревшая, но все будет возобновлено, потому что сам заказ подразумевает: это будет модернизироваться. Если примем стратегическое решение, все пойдет».
Алексей Журавлев выразил уверенность, что при возобновлении работы НЗПП специалисты могут приехать из бывших республик СССР и дальнего зарубежья: «У нас специальная программа переселения соотечественников. Те, кто работал на НЗПП, они где? Нам сказали: в Израиле, в Германии, в Америке. Они переманивают высококвалифицированные кадры. Мы тоже должны проявлять государственный прагматизм. Если мы создаем лучшие условия для специалистов, то они поедут к нам. С Украины - точно, это не фантастика».
По словам Алексея Журавлева, «Родина» надеется активно влиять на политические процессы в КБР и помогать в экономике: «Мы ставим задачу преодолеть на выборах в сентябре «заградительный» барьер и сформировать фракцию в парламенте Кабардино-Балкарии. Это для нас задача-минимум. Мы считаем, что способны это сделать: наши идеи, наш состав подразумевают, что жители КБР за нас проголосуют. Наши идеи ложатся на сердце. Для нас благоприятная ситуация - жители республики не пожалеют об этом».
Олег Гусейнов
«Газета Юга»