События 12 апреля 2014 года, когда в Харькове "Правый сектор"* и ультрас "Металлиста" проводили марш за единство Украины, сейчас мало кто вспоминает. В том числе потому, что харьковский "Беркут" смог тогда остановить на дальних рубежах караван ехавших в город из Киева вооруженных националистов.
Год назад мое внимание привлекло интервью с бывшим офицером харьковского "Беркута", опубликованное 26 марта 2016 года на сайте "Свободная пресса". Точнее, такой эпизод из интервью: " Я знаю точно, что такая же трагедия, как в Одессе, могла произойти чуть раньше в Харькове. Мы прекрасно понимали в конце февраля и весной 2014-го: если бросим город, он через 10-15 дней будет полностью принадлежать "правосекам". Когда они снаряжали "караваны дружбы" на Харьков, мы встречали их на дальних подступах. Так было 12 апреля 2014 года в Чутово (это поселок в Полтавской области). Тогда 30-40 автобусов и легковые машины с радикалами направлялись в Харьков. Мы своим глазами увидели, чем были вооружены "туристы", когда изымали весь этот арсенал: саперные лопатки, биты, пистолеты, ножи, мачете. В Харькове на следующий день пацаны гоняли по центру города тех, кто все же доехал. Но основные автобусы были остановлены под Полтавой. Мы доходчиво объяснили незваным гостям, что в Харькове есть наш "Беркут", который контролирует ситуацию, а остальные "контролеры" там на фиг не нужны. В автобусах было 70 человек, которым пришлось вбивать это в головы. Я думаю, они это до сих пор помнят".
Цифры, правда, не очень стыковались – 70 человек в 30-40 автобусах и энном числе легковых машин? Это цифра для двух автобусов максимум. Например, 26 марта 2019 года спецназ полиции задержал под Одессой два автобуса с националистами, известна цифра задержанных – 59 человек.
Тем не менее, рассказ явно не вымышлен, так как об аналогичном случае упоминает (правда, без даты, но примерное время совпадает, а место и события описаны буквально один в один) 30 июня 2015 года интернет-телеканалу UKRLIFE.TV глава информационной службы полка "Азов" Степан Байда: "Еще Харьков был неспокойный. Начали делать выезда. В одном из выездов получился конфликт на границе с Харьковской областью с "Беркутом", который понял, кто это едет. Харьковский "Беркут"… В Харькове милиция была тогда вся абсолютно пророссийская, антиукраинская… Жестоко тогда ребят наших избили, прикладами били".
Я залез в СМИ за указанную дату, и обнаружил целый ряд деталей, которые сообщались с места, причем даже самими задержанными. Как оказалось, в масштабном выезде из Киева в Харьков участвовали не только бойцы "Патриота Украины" (собственно, и составлявшие тогда "Правый сектор" в восточных областях Украины), но и неонацистская группировка С14, "Автомайдан", "Самооборона Майдана" и т.д.
"Автоколонну дружбы" – столичных активистов, которые ехали поддержать сторонников единства страны в восточные области – задержали на въезде в Харьковскую область. Об этом LB.ua сообщил активист, участник автопробега, "свободовец" (на тот момент он еще связывал свое политическое будущее с партией "Свобода"*. – Авт.) Евгений Карась, – говорится в сообщении, опубликованном LB.ua 12 апреля. – По словам Карася, их машина отстала, потому что заезжала за активистами в Полтаву. "Пока мы заезжали в Полтаву, нам позвонили из тех автобусов, которые ехали первыми, сообщили, что они уже на границе с Харьковской областью. Сказали, что на границе стоит спецназ – очень много людей в черном и с автоматами. После этого связь с активистами пропала – их телефоны не отвечают. Удалось дозвониться только до одного человека, были слышны крики и звуки драки, так что, мы думаем, их задержал спецназ». Также Карась сообщил, что ему звонили активисты "Правого сектора" и рассказали, что их автобус также задержали на въезде в Харьковскую область. "Также есть информация, что раньше задержали еще одну легковую машину", – говорит Карась".
Задержания произошли около 16 часов, марш в Харькове должен был начаться в 18:00.
В этом же сообщении есть информация о числе ехавших в Харьков праворадикалов: "В "автопробеге дружбы" принимали участие активисты и футбольные фанаты – в общей сложности 44 человека, среди них 2 иностранца, гражданин Швеции (судя по всему, это будущий боец "Азова" Микаэль Скиллт. – Авт.) и гражданин США. Колонна состояла из 4 легковых автомобилей и 2 автобусов". Вот это уже более-менее похоже на правду.
Карась тогда подтвердил, что задержания производил расформированный харьковский "Беркут". Число задержанных по мере поступления информации возрастало, итоговая цифра со слов лидера С14: "Около ста человек до сих пор держат на границе областей в автозаках. Многие сильно избиты". В несколько автобусов и легковых машин как раз могло поместиться такое количество участников "автопробега дружбы".
Пресс-служба харьковского Управления МВД назвала тогда (к сожалению, на сайте МВД Украины и ее харьковского управления эти сообщения уже недоступны) несколько иное количество задержанного автотранспорта – 5 микроавтобусов и 7 легковых автомобилей. При этом указано, что по полученной предварительной информации в "караване" должно было ехать около 400 человек. Видимо, эти воспоминания наслоились у офицера "Беркута" на произошедшие события и дали цифру в 30-40 автобусов, нужных для перевозки такого числа людей.
О численности сотрудников полиции говорит сообщение одного из задержанных, опубликованное 12 апреля 2014 года в паблике "Правого сектора" в ВКонтакте: "На выезде из Чутово мы увидели десяток разбитых легковых машин и маршруток, и около 100-150 сотрудников милиции с нашивками "Беркута" и "Сокола". "Беркут" был с автоматами, а "Сокол" был вооружен снайперскими винтовками СВД". О серьёзности угрозы, полученной в харьковской милиции, говорит хотя бы мобилизация для её перехвата не только вооруженного спецназа, но и бронетранспортеров (они есть на опубликованных тогда же фотографиях и видеорепортажах с места событий)!
"При осмотре у большинства пассажиров при себе были обнаружены предметы и средства, которые могли бы быть использованы для агрессивных действий в условиях массовых акций: ящики с "коктейлями Молотова", большое количество взрывных пакетов, пики, палки, щиты, биты, каски, ножи, другое холодное оружие", – сообщила пресс-служба харьковской милиции. Позже она уточнила их точное количество и даже опубликовала фотографии: три револьвера с патронами, два травматических пистолета с патронами, пластмассовый ящик с 15 бутылками из-под пива с веществом черного цвета, 13 ножей, 12 саперных лопаток, 10 шлемов, 9 щитов, 4 газовых баллончика, 3 металлические и 1 деревянная палки, топор, телескопическую дубинка и электрошокер.
Действительно, арсенал вполне приличный, учитывая, что и "Правый сектор" тогда воевал в Харькове преимущественно арматурой и дубинками, с трудом собрав перед "бойней на Рымарской" 14 марта 2014 года несколько охотничьих ружей и переделанных под боевые патроны травматических револьверов.
Карась заявил LB.ua, что все это им подкинули сотрудники спецназа милиции.
Газета "Лица" опубликовала 15 апреля 2014 года рассказ одной из участниц "автопробега дружбы":
"Мы выехали из Киева утром субботы. 5 автобусов. Организовал поездку "Правый сектор", но было очень много ребят из Самообороны и обычных людей. Не доехали километров сто – стало известно, что все дороги в Харьков перекрыты.
Тут же пошли какие-то безумные слухи про блокпосты на трассе и людей вдоль дорог с "калашами" наперевес. А еще начали рассказывать, что всех, кто едет на Харьков, принимают и аккуратно складывают вдоль трассы мордой в асфальт.
Решили вернуться в Полтаву. Уже в городе вся информация полностью подтвердилась. Оказалось, что несколькими часами ранее на Харьков также ехала группа активистов (не "Правый сектор") из Киева, именно их задержала милиция. Было принято решение остаться в Полтаве… Полусонная пасмурная Полтава явно встревожилась от прибытия 5 автобусов обескураженных повстанцев… В конце концов, один из наших автобусов выехал на место, указанное главным милиционером области, и забрал избитых парней. Все это напоминало выдачу заложников террористами.
Их оказалось около семидесяти. Почти все из Киева. Молоденькие, по 18-20 лет. Направлялись в Харьков колонной из нескольких авто (очевидно, речь про легковые машины. – Авт.) и микроавтобусов. Милиция остановила их в селе Чутово, проверила каждое транспортное средство. За найденную защиту, шлемы или хоть что-то подозрительное, задерживала.
Первой машине повезло, водителя и пассажиров "вежливо" попросили выйти и вежливо уложили на асфальт. Остальным люди в форме разбивали прикладами окна. В одном микроавтобусе заклинили двери – пассажиров выбрасывали через разбитые окна…
"Плохо, если на тебе был броник (а откуда и зачем бронежилеты у этих "молоденьких ребят"? – Авт.). За броники били. Тем, у кого находили газовые баллончики, распыляли газ в лицо. Еще хуже, если у тебя была каска (отобранная на Майдане у "Беркута" или бойцов Внутренних войск. – Авт.)... "Меня били ею по лицу и все время приговаривали: "Зачем тебе каска? Где ты взял каску? На тебе, на тебе. Чья каска?"
…По словам ребят, их задерживал... харьковский "Беркут" с шевронами и в своей милой голубой форме, была полтавская милиция, которая отличалась особым гуманизмом на фоне Беркута, были люди в форме без опознавательных знаков и гражданские… Люди в форме все время приговаривали: "Это вам за Майдан. Это вам, бендеровцы, будете знать, как наших бить".
Судя по этой статье, общее количество участников "каравана" было действительно гораздо большим, нежели попавшие первыми под раздачу полсотни бойцов С14. Иначе говоря, угроза мирным жителям Харькова при их появлении в городе была серьезной, и вполне могла привести к повторению одесской бойни 2 мая 2014 года. "Коктейли Молотова" националисты явно везли отнюдь не для мирного митинга.
Владимир Лактюшин (руководитель движения "ТИГРЫ РОДИНЫ" – молодежного крыла партии "РОДИНА") - специально для "Завтра"
* Организации, запрещенные в РФ